Главная   Каталог статей    Мой профиль    Выход                    Четверг  14.12.2017  21:56                   Вы вошли как    Гость | Группа "Гости" | RSS 

   Заходите!

  Учительская

Школьникам

Родителям

  Категории
Мои статьи [3]
Публикации в электронных СМИ [5]
Статьи обо мне [3]

  Мини - чат

Мои гости

   Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Голосуйте за сайт!
Проголосуй за наш сайт








Главная » Статьи » Мои статьи

Роль школьной методической службы в поддержке и развитии творческого потенциала педагогов в условиях введения ФГОС НОО

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ  

И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Плотникова О.В.,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ №3,

г.Донецк, Ростовская область

Переход на новый стандарт образования тесно связан с реализацией образовательной стратегии «Наша новая школа». В Послании Государственной Думе Президент России отметил, что главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.[1] 

Новая школа – это и новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.[2] Внедрение стандартов нового поколения требует от учителя не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Все большее значение приобретает креативность педагога, его способность переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое.

Несмотря на произошедшие в образовании кардинальные перемены, связанные с трансформацией его целей и задач, учителю-практику совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность. Вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности учителю школы в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям его внутренней потребностью. Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны коллег.

Новые стандарты и концептуально, и методологически, и технологически существенно отличаются от предыдущего поколения стандартов. В условиях принятия ФГОС второго поколения необходимо обеспечить такую готовность учителей к вступлению в новые образовательные стандарты, чтобы уровень присвоения стандартов был достаточен для того, чтобы их не исказить и не свести на нет.Поэтому особое значение приобретает работа школьной методической службы.

В прошедшем учебном году методическим объединением учителей начальных классов МОУ СОШ №3 г. Донецка, насчитывающим восемь педагогов, велось широкое обсуждение ФГОС второго поколения как в педагогическом коллективе, так и с родительской общественностью, была организована апробация новых подходов к государственному образовательному стандарту. В 2009-2010 учебном году школа стала пилотной площадкой по введению ФГОС в практику. Поэтому главной целью работы ШМО учителей начальных классов стало создание условий для превращения коллектива сотрудников в эффективную команду единомышленников, готовую действовать в условиях инновационных процессов, происходящих в образовании.

Особое значение методической службой уделялось развитию у педагогов личностных качеств и способностей, а также профессиональных установок и умений, необходимых для введения в практику преподавания ФГОС, а именно:

· стремление изменить систему работы к лучшему;

·развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи;

· стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

· ориентация на творческий подход;

· расширение опыта выдвижения и реализации творческих инициатив;

· приобретение умения планировать свою деятельность в контексте общей научно-методической деятельности коллектива .

Работа с педагогами велась по нескольким направлениям:

1. Профессиональное самопознание, поиск педагогами собственных внутренних резервов и «точек роста» («Познай себя»).

2. Осознание педагогами возможных ориентиров профессионального творчества в контексте введения ФГОС.

3. Взаимообучение инновационным приемам и технологиям, отвечающим требованиям стандарта.

4. Расширение опыта группового креативного поиска решений, связанного с созданием инновационных образовательных проектов и учебно-методических материалов, необходимых для наиболее эффективного построения учебно-воспитательного процесса.

5. Создание системы «внешнего» стимулирования педагогических инициатив.

Остановлюсь на данных направлениях подробнее.

Необходимость реализации первого направления («Познай себя») обусловлено тем, что в основном учителя слабо владеют навыками профессиональной саморефлексии, не видят в себе креативного начала, остро нуждаются в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей. Ведь любому человеку для того, чтобы начать изменяться, необходимо осознать, что происходит с ним в данный момент: чего он достиг в профессии? Какие затруднения испытывает? Каковы его профессиональные ориентиры? Готов ли он что-либо менять в своей деятельности и меняться сам?

Данное направление реализуется через комплекс мер, среди которых:

· анкетирование «Мои горизонты» (анкета ежегодно заполняется каждым педагогом в начале учебного года; сравнение и анализ данных, зафиксированных в анкетах, позволяет осознать свои реализованные и нереализованные возможности, наметить вектор самосовершенствования). Так, анализ анкет в этом учебном году показал, что большинство педагогов начальных классов, изучив Концепцию и пакет материалов ФГОС, испытывают затруднения в их осмыслении и введении в практику преподавания ;

· психолого-педагогический анализ занятий, проведенных педагогами, работающими в условиях введения ФГОС, что позволяет им «взглянуть на себя со стороны», увидеть свои профессиональные ошибки, наметить пути их устранения.

Второе направление связано с осознанием единых методологических оснований, позволяющих учителям наметить возможные ориентиры для личного профессионального творчества.

Как показал опыт, наиболее эффективным средством выработки единых методологических основ являются занятия ШМО учителей начальных классов, в работе которого участвует весь коллектив педагогов начального звена.. Занятия проводятся в активных формах (семинар, игра, тренинг, дискуссия, мастер-класс и пр.) и организуются таким образом, чтобы педагоги, познакомившись с ФГОС НОО, смогли переосмыслить свои профессиональные установки.

Третье направление - взаимообучение внутри коллектива учителей начальных классов инновационным приемам и технологиям – реализуется через систему методических декад, в рамках которых проводятся открытые занятия и мастер-классы. Педагоги начальных классов имеют возможность продемонстрировать освоенную инновацию коллегам и при необходимости обучить их тем или иным современным методическим приемам, взяв на себя тьютерские функции. Круг инновационных технологий, представляемых на методических декадах, связан, прежде всего, с введением ФГОС. Это – реализация деятельностного подхода к обучению младших школьников, формирование у них универсальных учебных действий, организация внеурочной деятельности и т.д.

Четвертое направление – расширение у педагогов опыта группового креативного поиска решений, связанного с созданием инновационных образовательных проектов и учебно-методических материалов. Его реализация осуществляется посредством формирования творческих групп – добровольных временных объединений педагогов и других специалистов (психолог, педагоги дополнительного образования и пр.), которые совместными усилиями ищут возможные варианты решения тех или иных методических проблем, имеющихся в реальной практике . Так, например, в контексте введения ФГОС НОО были организованы творческие сообщества по разработке рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности по различным направлениям. Программы внеурочной деятельности, разработанные Байдиковой О.А., Плотниковой О.В., Гуцу Т.А., прошли экспертизу в РО ИПК и ПРО и получили положительную оценку.

Коллективный поиск решений имеет массу достоинств. Он позволяет не только быстро и эффективно найти нужный «путь», но помогает каждому участнику группы развить собственное креативное начало: научиться видеть сущность проблемы, выдвигать возможные альтернативы решения, повысить внутреннюю мотивацию к творчеству.

Пятое направление – создание системы внешнего поощрения творческих инициатив педагогов. ШМОосуществляет рейтинг педагогического мастерства педагогов, который ведется в течение всего учебного года, и в мае выявляет лучших по профессии за данный учебный год.

В завершении следует отметить, что деятельность школьного методического объединения учителей начальных классов позволяет каждому педагогу выстраивать индивидуальную траекторию развития своих творческих способностей, поскольку ряд направлений предполагает добровольность участия педагогов в тех или иных мероприятиях, свободу выбора форм и способов самовыражения.

[1]Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр.-271 от 04.02.2010

[2]Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр.-271 от 04.02.2010

Литература:

  1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие .-М.: Центр педагогического образования, 2009.-448с.

  2. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Проект/ Под. Редакцией Я.И.Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. – Вестник образования №7, 2007. – с. 17.

  3. Соловьёва Н.И., Будкина Т.Н., Буртаева О.В. Методическая служба – центр научно-методического сопровождения инновационной образовательной деятельности.// Методист.- 2008.-№5. –С.53-58.

  4. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие/ Под редакцией

М.М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000. -448с.

  1. 12. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие /Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. -336с.

Использованные ресурсы::

  1. Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр.-271 от 04.02.2010 http://www.kremlin.ru/news/6683









Категория: Мои статьи | Добавил: Lola (25.04.2011) | Автор: Lola
Просмотров: 4921 | Теги: статья о роли МО в рамках введения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Представьтесь!
Кто Вы?
1. Учитель начальных классов
2. Ученик
3. Родитель
4. Администратор школы
5. Учитель - предметник
6. Руководитель методического объединения
7. Друг сайта
Всего ответов: 10265

Интересно!
По какому УМК Вы работаете?
1. "Школа России"
2. "Начальная школа 21 века"
3. "Школа 2100"
4. "Перспективная начальная школа"
5. "Гармония"
6. Другое
7. Система Л.В.Занкова
8. "Планета знаний"
9. Система Эльконина-Давыдова
Всего ответов: 8926

Актуально!

Кнопка сайта


Загляните!
Сайт Методсовет anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации.



В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.

Персональный сайт Плотниковой О.В.© 2017    Яндекс.Метрика
  Учительский портал Каталог сайтов и статей iLinks.RU Методсовет  Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU GlavBoard.ru Каталог сайтов 'Российское образование в сети'  "Первая ступень". Сайт Плотниковой О. В.   Весь интернет в одном каталоге! SafeWeber.ru